Бестолковый полёт бабочки. Как часто приходится такое слышать. Конечно, стремительностью полёт большинства дневных видов бабочек не обладает. Но его броуновская непредсказуемость так и задумана. Это чтоб не всякому желающему удалось бабочку поймать. А полёты этих, ярко расцвеченных, насекомых, щеголяющих своими свеженькими, хорошо отутюженными нарядами, порхающих над лужайкой от цветка к цветку, отнюдь не ставят перед собой соревновательных целей на скорость. Хотя, однажды одной из них и выпало поучаствовать в соревнованиях крупного масштаба, и не безуспешно. Это событие отмечено в стихах француза Г. Грасса, картинно описавшего велогонку Тур де Франс: «Когда лидирующую группу обогнала лимонница, многие гонщики поняли, что продолжать борьбу бесполезно».
Сумбурную зигзагистость передвижений порхающих в воздухе бабочек в состоянии повторить лишь трясогузка, превосходно выписывающая крутые повороты и резкие вертикальные скачки в воздухе при помощи своего длинного хвоста. Особенно привлекателен для трясогузок махаон, в удовольствии поохотиться на которого ни одна трясогузка себе не откажет.
Среди знакомых всем бабочек есть весьма необычные особы. Вечные кочевники. Тёплым солнечным летом появляется у нас редкая в наших краях репейница, или чертополоховка. По названию уже понятно, на каких растениях развивается её потомство. Но знаменит этот вид не названием, а своими миграционными способностями.
Репейница
Выведшееся новое поколение репейниц не остаётся на месте, а отправляется, как перелётные птицы, на юг. Преодолев семьсот–восемьсот километров бабочки делают остановку для размножения, а новое поколение вновь пускается в путь, убегая от надвигающихся похолоданий. Теперь они летят на юг, снова останавливаясь на своём маршруте для размножения в Средиземноморье. Третье поколение этих непосед смело отправляется в Африку, в пустыни Марокко, где к этому моменту наступает благополучный для размножения бабочек сезон дождей. Новое поколение, по обычаю, не засиживается на родине, дружно направляя крылышки в северном направлении, в обратный путь. Со всеми необходимыми остановками. И всё повторяется сначала.
Любит путешествовать и бабочка адмирал, с лёгкостью преодолевая высочайшие горные хребты и вершины, вызывая изумление альпинистов, с величайшими трудностями взбирающимися на пики Гималаев или Кавказа.
Адмирал
Бабочки летят не сопротивляясь подхватывающему их ветру. Преодолевая горы, они с наступлением ночи падают на снег и замирают. Дождавшись утреннего тепла, эти эфирные созданья как ни в чём ни бывало продолжают свой путь и, перевалив через хребет, пока совсем не пообтрепались, приступают к размножению. Выведшееся здесь новенькое поколение не утрачивает стремления изведать северные земли. И потомки этих заядлых путешественниц достигают регионов северной Евразии. Немногие, конечно, а только те, у которых зуд странствий наиболее силён. Поэтому численность адмирала в наших местах невелика.
А вот бабочка цветочный глазок – типичная порхальщица. И если вам вздумается её сфотографировать, она тотчас превращается в порхальщицу безостановочную. И вы напрасно будете дожидаться, когда же ей надоест морочить вам голову, и она присядет хоть на пятнадцать секунд. На самом деле глазок уделяет вам мало внимания. Бабочка занята рассеиванием своих яичек на поверхность злаковых трав. А это – дело ответственное, тут не до посторонних зрителей.
Цветочный глазок
Автор текста и фото: старший научный сотрудник Т.И. Олигер.
22.06.2024